» » "Чайка" - рожденная быть лучшей (31 фото). «чайка» — легендарный автомобиль ссср, на котором ездил сталин Совершенно новый автомобиль представительского класса

"Чайка" - рожденная быть лучшей (31 фото). «чайка» — легендарный автомобиль ссср, на котором ездил сталин Совершенно новый автомобиль представительского класса

ГАЗ 13 Чайка, стала одним из самых красивых советских автомобилей, эта машина пропитана мощью, силой и духом великого советского народа, который защитил мир от нацистов и гнал немцев с их пособниками как побитых собак обратно в Берлин и другие закоулки Европы. Если на предшествующий Чайке — правительственный автомобиль ЗИМ была официальная цена в 40 000 рублей, и теоретически купить ЗИМ было возможно, в Москве ЗИМ использовался даже как такси, то купить Чайку было не возможно, тем не менее балансовая цена Чайки в те годы составляла 100 000 рублей. По -овской классификации, ГАЗ 13 стоял над , птица Чайка летит над Волгой - вот из такого логического высказывания представительский 13 получил это прекрасное название. Масштабные ходовые испытания ГАЗ 13 Чайка начались в 1957-ом году, тогда девять Чаек проехали 21 000км по дорогам Советского Союза, в серию новый представительский автомобиль пошел в 1959- ом году и выпускался до 1978-ого года. Чайка часто показывалась на международных автомобильных выставках и показать было что, ведь не смотря на язвительную критику западной прессы, Советский автомобиль по некоторым показателям превзошел и опередил шикарные американские легковые автомобили. Обычный советский человек мог проехаться на Чайке разве, что на свадьбе, ведь за все годы производства 13 было создано всего 3 189 этих выдающихся автомобилей. Конечно, чайка не могла стать такой любимой народом машиной как: Москвич, Жигули, или Запорожец, но миссия у этой машины была совсем иная. На этой странице уделит пару строк Чайке, которая в годы своей молодости была самым шикарным советским автомобилем, а сегодня она является одним из самых желанных экспонатов даже для самого лучшего автомобильного музея.

Внешний обзор ГАЗ 13 Чайка

По своим габаритам, Чайка значительно превосходит современные Представительский Мерседес в версии Long, ведь длина советской машины - 5 600мм, ширина - 2 000мм, высота - 1620мм. Колесная база - 3250мм, при дорожном просвете в 180мм, который сам по себе не мал, но учитывая длину колесной базы - на проселочной дороге за рулем Чайки следует быть аккуратным, чтобы не поцарапать «пузо». Уже в те годы, кузов Чайки оснастили Х - образной рамой. Рама в общем то не характерна для легкового автомобиля, ее не было на ЗИМ, но для увеличения жесткости конструкции она подходит очень хорошо. В будущем, на американских автомобилях также появилась рама, так современный Lincoln Town Car и сегодня оснащается рамой. Кузов прикреплен к раме в шестнадцати точек, через специальные резиновые уплотнители, которые гасят вибрации. Узор радиаторной решетки 13 изображает множество парящих Чаек, по моде тех лет, на корме советского автомобиля присутствуют два крупных «плавника», патрубки выхлопной системы выходят прямо сквозь задний бампер. В переднем бампере присутствуют «клыки» которые выполнены в виде авиационных реактивных двигателей. Передние фары Чайки выглядывают из под массивных козырьков. Кроме седана, Чайка выпускалась как: лимузин и кабриолет. Кабриолет не имеет дверных рамок, а лимузин отличается от седана салонной перегородкой, отделяющий пассажирский отсек от отсека водителя. Главным дизайнером 13 стал Лев Еремеев. В 1961-ом году была предпринята попытка модернизации внешности 21, предполагалось вместо одной фары, под общий козырек установить по две круглых фары и изменить радиаторную решетку, но идея не получила развитие и в своем изначальном виде ГАЗ 13 выпускался аж до снятия с производства, только в 1970-ом году, Чайка получила внешнее зеркало с левой стороны.

Салон и оснащение ГАЗ 13 Чайка

Чайка получила гидравлический усилитель руля, который совсем не лишний на легковом автомобиле снаряженной массой в 2 100кг. Также Чайка оснащалась вакуумным усилителем тормозов, электроприводом всех стекол, радиоприемником и антенной которая выдвигалась и задвигалась с помощью электропривода - для тех годов весьма достойное оснащение. Чайка оснащалась трехскоростной автоматической КПП, очень интересно, что для смены передач использовался не рычаг, а специальные кнопки, расположенные на передней панели левее от руля. Конечно каждый раз нажимать на кнопку, для смены передачи не обязательно, следует просто нажать на кнопку «Д» и советский автомобиль поедет вперед. Буква «Н» указывает на нейтральную передачу, а кнопка с надписью ЗХ подключает заднюю передачу. Кнопка «Т» означает Тихий Ход, то есть передвижение лишь на первой передаче.

Технические Характеристики ГАЗ 13 Чайка

Под капотом Чайки установлен алюминиевый V8, в котором из алюминия не только блок, но и головки двигателя и даже впускной коллектор. В цилиндры 13 вставлены специальные съемные гильзы, который при капитальном ремонте двигателя можно заменить. Двигатель Чайки получает питание через четырехкамерный карбюратор. Мощность V8 объемом 5.5л - 195л.с, крутящий момент равен 412Н.М. Диаметр цилиндров - 100мм, ход поршня - 88мм, степень сжатия в 8.5:1 позволяет заливать низкооктановый бензин. В среднем цикле V8 объемом 5 529 расходует 21 литр, при топливном баке вмещаеющем 80л, запас хода у советского лимузина вполне достаточен, но заправлять такую машину сегодня будет совсем не дешево. Разгон до 100км Чайка осуществляет за 20с, а на шоссе способна развить 160км. Вернувшись к двигателям хочется заметить, что в Штатах алюминиевые моторы появились лишь в 60-ых. Двигатель ГАЗ имеет по два клапана на цилиндр. Спереди на Чайке установлены дисковые тормоза, сзади барабанные.

Цена ГАЗ 13 Чайка

Сегодня купить ухоженный ГАЗ 13 Чайка можно за 70 000 - 100 000$. Цена ГАЗ 13 Чайка не покажется завышенной если вспомнить о количестве выпущенных машин и о предназначении этих легковушек.

Чайка - это не Toyota и не – это необычный легковой автомобиль использующийся для езды по магазинам, не будет преувеличением назвать эту машину шедевром, исключительным автомобилем, который ценится не менее самых эксклюзивных автомобилей иностранного производства.

Серийный автомобиль ГАЗ-13 "Чайка" (1959-1981).
История "Чайки" началась во второй половине 1955 года, когда был создан автомобиль ГАЗ-12 "Чайка", который был сделан на базе "ЗИМа" и внешне очень походил на него.
Через некоторое время (ориентировочно, в конце 1955 - начале 1956 годов) для НАМИ были закуплены американские Packard Executive Patrician и Packard Caribien и конструкторы ГАЗа и ЗИЛа, совместно с НАМИ, взялись за изучение этих образцов. Видимо, изучение именно этих машин повлекло за собой большое сходство выпущенных позднее ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 "Чайка" с "Паккардами".
В 1956 году было изготовлено два натурных макета "Чайки". Эти два макета заметно отличались по дизайну от последующих опытных образцов.
Примерно в 1957 году было изготовлено два ходовых опытных образца - они отличались не только внешне (молдингами вокруг арок колес, рамкой лобового стекла, задними фонарями, передними подфарниками), но и моторами (объем 4,9л против 5,5л). В это же время они были представлены на закрытой выставке в НАМИ. Был выбран один опытный образец и начато их мелкосерийное производство для испытательного пробега. Судя по номерам автомобилей с испытаний - было изготовлено не менеее 9 автомобилей. Они отличались внешне - все имели комбинированную двухцветную окраску в различных сочетаниях.

Протяженность испытательного пробега составила примерно 21.000 км по дорогам России, Украины и горам Кавказа. Машины имели позолоченную решетку (судя по цветным фотографиям) и накапотное украшение в виде стилизованной птицы чайки.
В январе 1958 года экспериментальный образец "Э-2" бирюзово-молочного окраса с позолоченной решеткой и позолоченными буквами "ЧАЙКА" на капоте был отправлен на Всемирную выставку ЭКСПО-58 в Брюссель, которая проходила с апреля по октябрь. На "брюссельском" экземпляре также имелось накапотное украшение в виде чайки.
Официально ГАЗ-13 "Чайка" стали выходить из ворот автозавода с 16 Января 1959 года, но еще осенью 1958 на стапелях стояли первые Чайки черного и двуцветного окраса одновременно. Первые машины отличались от массовой последующей серии расположением надписи ЧАЙКА на задней части машины, дополнительной контрольной лампой на торпедо, и еще несколькими мелочами.
В последующие несколько лет ГАЗ-13 неоднократно экспонировался на различных международных автомобильных и промышленных выставках - Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк. В Нью-Йорке на выставке в 1959 году была представлена одноцветная Чайка (скорее всего черная), но с характерным салоном от двухцветной Чайки (с "шахматной" фактурой узора алой ткани обивки). На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая Чайка экспонировалась на ВСХВ (ныне ВДНХ) в павильоне Машиностроение.
В 1961 году на Горьковском автозаводе на базе ГАЗ-13 был изготовлен вариант с кузовом кабриолет . Наряду с кабриолетом ГАЗ-13Б выпускалась модификация ГАЗ-13А с кузовом лимузин (отличия заключались в наличии перегородки в салоне). На сегодня известно порядка 10 сохранившихся кабриолетов и один лимузин с перегородкой.
В 1961 году была предпринята попытка рестайлинга ГАЗ-13. Судя по известной фотографии (примечательно, что фото сзади до сих пор не найдено) изменения коснулись передка - появилась четырехфарная система освещения и решетка видоизменилась на полосную, передний бампер также изменился. Передняя часть приобрела более современные очертания, но при этом боковины кузова остались без изменений. По крайней мере был построен один ходовой образец. Но в серию данные изменения не пошли и "Чайка" в прежнем дизайне выпускалась в количестве около 150 штук в год до самого окончания производства. Всего было изготовлено примерно 3179 автомобилей. На единственной известной фотографии четырехфарной "Чайки" имеется следующая надпись: "15 октября 1961 года Москва: показанный здесь 14 октября автомобиль - это новый пассажирский автомобиль "Чайка". Автомобиль - одна из двух модернизированных версий советской "Волги" и "Чайки", которые Горьковский завод произвел в этом году. Задняя часть реконструирована (возможно, имеется ввиду задний мост - ??) и количество передач повышено до 4. Крылья и капот также изменили свой дизайн. Новый автомобиль - подарок завода к 22-му Съезду Коммунистической Партии, который начнется 17 октября." В советской прессе эта фотография появилась в журнале "Автомобильный транспорт" в июле 1962 года.
В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 несколько обновилась технически - появился новый карбюратор К-114 вместо К-113, новый приемник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колесные диски с другими колпаками. Изменился материал обивки салона на более "шинельный" серо-зеленый цвет.
В начале 70-х годов на левой двери Чайки появилось стационарное боковое зеркало (на передней стойке рамки двери). Оно имело свой собственный дизайн - форму и ножку. До этого из зеркал было только салонное заднего вида.
В конце 70-х годов, когда уже параллельно начался выпуск ГАЗ-14 "Чайка" , на 13-й модели произошли изменения в салоне - с торпедо исчезла латунная сетка, вместо нее появилась обивка "под дерево", а материалы диванов и карт дверей заменили на велюр, который применялся в оформлении ГАЗ-14 - горчичного цвета. Также уже стоял третий вариант радиоприемника - транзисторный с коротковолновым диапазоном (соответствено исчез трансформатрный блок из под торпедо с правой стороны). Именно такая, одна из последних, "Чаек" стоит в музее Горьковского Автозавода.
Помимо известных модификаций и , на базе ГАЗ-13 выпускались различные киносъемочные автомобили . Известно о еще нескольких полуфаэтонах, где передняя часть крыши (над первым рядом сидений) была жесткой, а задняя имела кабриолетный верх при сохраненных рамках дверей от стандартного седана - не исключено, что это также были варианты киносъемочных машин. Известно даже о существовании железнодорожной дрезины на безе ГАЗ-13. Можно также вспомнить забавный вариант, представлявший собой объединенные части машин ГАЗ-13 и "ЗИМа" , получивший в народе название "ослобык" . Причины его появления заключались в том, у партийно-советской номенклатуры существовал строгий "табель о рангах". И если по должности чиновнику был положен ЗИМ, то ездить на "Чайке" было очень неосмотрительно. Но хотелось! Выход нашли смекалистые военные - на одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия "Чаек" с кузовным железом от ЗИМов. Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины и внешний демократизм автомобиля руководителей среднего звена. Точное количество таких автомобилей неизвестно.
Известен факт, так сказать, "нецелевого" использования "Чайки" - вопреки номенклатурным правилам, "Чайка" находилась в распоряжении Начальника пожарной охраны Москвы. При этом она была окрашенна в красный цвет и снабжена спецсвязью - фото1 , фото2 .
Отдельного внимания заслуживает "полупикап" на базе ГАЗ-13. Таких машин было построено всего четыре. Все они были отправлены на экспорт: две - в КНР, а две другие Н.С.Хрущев подарил тогдашнему шефу ГДР Вальтеру Ульбрихту. Автомобиль воспринимается как странный гибрид американского дорожного крейсера 50-х годов с пикапом, однако использовали его только в самых торжественных случаях - во время государственных визитов, первомайских визитов и октябрьских праздников. В беспроводной микрофон, вмонтированный в поручень, можно передавать необходимые команды на трибуны.
Одна из необычных переделок находится в Прибалтике в коллекции Кирсса - это открытый катафалк на базе седана Чайка.
Своеобразной переделкой (а точнее прообразом) можно назвать первый ходовой экземпляр ГАЗ-14 "Чайка" в 1974 году, который базировался на агрегатах 13-ой модели.
На ГАЗ-13 ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна "Чайка" даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам: к примеру, "Чайку" получили писатель Михаил Шолохов и балерина Галина Уланова. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в "Интурист", а также в дворцы бракосочетаний и ЗАГСы, где служили в качестве свадебных автомобилей (фото1 , фото2) - такие автомобили могли перекрашиваться в белый цвет, а могли оставаться в своем традиционном черном.

Примечания:
Разновидности седана ГАЗ-13 "Чайка" . Известно о двух модификациях седана, отличных от базовой заводской версии - машина связи и сопровождения (отличалась дополнительной антенной на крыше и оборудованием спецсвязи типа "Роса", установленному в багажнике на специальных кронштейнах), и машина-толкатель (в кортеже сопровождения шла впереди колонны, имела усиленный передок, предназначалась в экстренном случае с ходу сталкивать возможные машины на пути). По второй модификации информация документально не подтверждена.
Аварии . Официально известно о двух случаях попадания "Чайки" в ДТП во времена СССР. Оба случились в 70-х годах. Оба ДТП закончились смертельным исходом. В одной аварии погиб член Политбюро ЦК КПСС Мошеров, в другой - один из министров ГДР.

Вся информация выше приведена с использованием материалов Николая Ковтуна, опубликованным в авто-конференции "Авто.ру"

В предыдущих четырёх частях мы рассмотрели историю создания, производства и модификации советского автомобиля представительского класса . Сегодня же мы завершаем свой рассказ о нём.

Напомним, что «Чайка» из-за того, что она имела представительный внешний вид и очень плавный ход, использовалась в целях перевозки различных руководящих работников в СССР, причем, иногда делалось это и после их смерти. Касалась подобная практика и руководства «братских» стран социалистического лагеря. Например, в 1982 году два автомобиля ГАЗ-13 модифицировали с необычной целью. Состояла она в эвакуации забальзамированного тела вьетнамского лидера Хо Ши Мина в том случае, если между Вьетнамом и КНР началась бы война.

Специалистам РАФА и ГАЗа необходимо было подготовить для выполнения этой миссии основной и запасной автомобили, установив на них кондиционеры и убрав два боковых окна. При этом система кондиционирования должна была в итоге поддерживать оптимальную температуру, необходимую для сохранения тела в – 16 градусов даже в условиях тропической жары.

Отечественный кондиционер для данной цели не подошёл, поэтому пришлось использовать японский, производства фирмы «Тошиба». Основным доводом в пользу использования импортной техники стал большой вес советского кондиционера – 300 килограмм. Кроме того, импортное холодильное оборудование позволяло чётко отслеживать температуру в салоне и даже в основных узлах и агрегатах автомобиля, например, в коробке передач.

Подготовленные «Чайки» из Москвы через Исламабад и Бомбей отправили в Ханой. Там их передали вьетнамской стороне, которая встречала советских специалистов на бронетранспортерах сопровождения. Автомобили выкатывали из самолётов на руках, при этом немного повредили картер одного из них, в результате чего пришлось срочно вызывать из СССР инженера с необходимыми запасными частями для ремонта. Однако дальше учений дело не пошло и советским автомобилям так и не пришлось участвовать в операции по эвакуации тела северовьетнамского лидера из столицы.

Конструкторское Ноу-Хау для "Первых лиц"

Подводя же итог истории «Чайки» можно сказать, что подавляющее большинство конструкторских, применённых на этом автомобиле, были абсолютно новыми в отечественном автомобилестроении. Так для неё конструкторы создали «с нуля» абсолютно новый двигатель V8, заменивший использовавшийся ранее во многих проектах рядную ЗИМовскую «шестёрку». Этот движок имел объём 5,5 литра и мог выдавать 195 лошадиных сил. Для него был характерен верхний тип расположения клапанов. Все его детали были выполнены из алюминия, что являлось уникальным пол тем временам техническим решением.

Новый двигатель мог разогнать «Чайку» до 160 км/ч, при этом расход горючего составлял всего лишь 21 литр бензина на сто километров пути. Обслуживал новый мотор четырёхкамерный карбюратор. Прототипом для него стал двигатель от «Крайслера», при этом советские инженеры настолько его переделали, что стала возможным его установка на бронетранспортёры.

Коробка передач «Чайки» так же была уникальной, её создали на базе коробки от ГАЗ-21 «Волги», сделав автоматической. Водитель ГАЗ-13 переключал скорости при помощи кнопок, что для советских водителей было вершиной достижения технической мысли. Кнопки всего было четыре, они соответствовали четырём режимам движения: Н - нейтраль; Д - движение; Т - тихий ход (только первая передача, аналог режима L в современных АКПП); ЗХ - задний ход. Кнопочный селектор был размещён на панельной доске слева. Для его хорошей работы инженерам ГАЗа пришлось существенно доработать гидротрансформатор и планетарную часть коробки передач.

Что же касается кузова, то советские инженеры так же не отстали здесь от мировых тенденций использовав новую, отдельную раму, к которой кузов крепился через виброизолирующие прокладки из резины в 16-ти точках. Кроме того на «Чайке» впервые в СССР применили электростеклоподъёмник, гидроуселитель руля и вакуумный тормозов, радиоприёмник с функцией автопоиска и антенной с электроприводом. Многие из этих конструктивных элементов потом использовались при создании автомобиля среднего класса ГАЗ-24 «Волга».

Производство «Чайки» было свёрнуто в 70-х годах прошлого века, но до 1981 года она периодически собиралась из имеющихся запасных частей мелкими сериями. На сегодняшний день в различных коллекциях находится несколько десятков таких автомобилей, при этом, одна из «Чаек» храниться в музее ГАЗа.

Технические характеристики ГАЗ-13:

Производитель СССР ГАЗ, Горький, СССР
Годы пр-ва 1959-1981
Класс большой II группы
Тип(ы) кузова 4-дв. седан (7-мест.), 4-дв. лимузин (7-мест.), 4-дв. фаэтон (6-мест.)
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Двигатели ГАЗ-13 (ЗМЗ-13), ГАЗ-13Д (ЗМЗ-13Д)
Трансмиссия автоматическая гидромеханическая 3-ступ.
Длина 5600 мм
Ширина 2000 мм
Высота 1620 мм
Клиренс 180 мм
Колёсная база 3250 мм
Колея задняя 1530 мм
Колея передняя 1540 мм
Масса собственная - 2100 кг, полная - 2 660 кг
Разгон до 100 км/ч 20 c
Макс. скорость 160 км/ч
Предшественник ГАЗ-М-12 «ЗИМ»
Преемник ГАЗ-14 «Чайка»
Расход топлива 14…21 л /100км
Объём бака 80 л
Дизайнер Лев Еремеев

Первый опытный образец будущего автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» был построен в 1955 году на базе представительского автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ» , этот опытный образец получил индекс ГАЗ-12В, но уже носил название «Чайка». Прототип уже комплектовался решеткой радиатора, на которой находилась декоративная деталь в виде крыла птицы. ГАЗ-12В «Чайка» был выпущен как минимум в двух экземплярах, которые внешне отличались незначительно, основное отличие было в двигателях, объем которых составлял 4.9 и 5.5 литра.

Однако все работы по модернизации «ЗИМа» в новую модель решили прекратить, как не крути, а его кузов по меркам тех лет уже устарел. Было решено начинать разработку «Чайки» с чистого листа, дизайнером нового кузова ГАЗ-13 стал Лев Еремеев. В 1956 году были созданы первые ходовые прототипы, которые внешне уже напоминали серийный автомобиль, но все еще существенно отличались в деталях.

Изначально автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» выпускали в 4-дверном кузове типа седан, в салоне которого могли разместиться 7 пассажиров. В 1961 году появилась модификация с 6-местным кузовом типа «кабриолет» (другое название «фаэтон»), это модель, которая обозначалась как ГАЗ-13Б, имела складной тент с электрогидравлическим приводом, у него отсутствовали рамки стекол дверей, а сами боковые стекла имели легкую металлическую окантовку. В этом же году по спецзаказу начали выпускать лимузин ГАЗ-13А, данный автомобиль был оснащен перегородкой между водителем и пассажирским отделением.

В 1978 году автомобиль модели ГАЗ-13 «Чайка» был снят с производства, хотя некоторые его модификации продолжали выпускать небольшими партиями.

Дизайн и конструкция

Новый автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» получил совершенно новый 8-цилиндровый V-образный двигатель прогрессивной конструкции, блок цилиндров, головки, поршни и выпускной коллектор были выполнены из алюминиевого сплава. В те времена алюминиевые детали двигателя были крайне редкими, к примеру, Америка начала выпускать первые алюминиевые двигатели только в начале 60-х годов, но особое распространение они не получили.

Кроме нового двигателя ГАЗ-13 получил полностью автоматическую гидромеханическую коробку переключения передач. Выбор диапазона работы трансмиссии осуществлялся при помощи 4-кнопочного блока расположенного в левой части приборной панели. Обозначения кнопок были такими: «Н» - нейтраль, «Д» - движение, «Т» - торможение, «ЗХ» - задний ход. Так же «Чайка» получила новый 4-камерный карбюратор и гидроусилитель руля, это был первый автомобиль Горьковского автозавода такого оснащения.

Кузов «Чайки» по сравнению с ГАЗ-12 по своей конструкции уже не была несущим, для «Чайки» конструкторы использовали отдельную облегченную раму оригинальной конструкции, к которой крепился кузов в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. Благодаря такому решению масса автомобиля была практически на уровне ГАЗ-12, несмотря на то, что его геометрические размеры увеличились, а жесткость и долговечность кузова существенно возросла.

В 1962 году автомобиль ГАЗ-13 подвергся модернизации, у него изменился карбюратор, появились новые колесные диски и радиоприемник с автопоиском и антенной с электроприводом, изменился материал отделки интерьера.

Модификации

Базовый седан c закрытым четырёхдверным кузовом с тремя рядами сидений без внутренней перегородки

Лимузин, который производили по спецзаказам, в основном Министерства обороны. Автомобили выпускались с установленной внутренней перегородкой между водителем и пассажирским отделением. На данный момент сохранился лишь один экземпляр ГАЗ-13А с кузовом лимузин.

Автомобиль с открытым кузовом типа «фаэтон» ("кабриолет). мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя. Всего было изготовлено около 20 экземпляров "Чаек" без крыши.

Выпускаемый заводом РАФ в 1973 - 1982 годах санитарный универсал, который собирался вручную. Автомобиль оснащался перегородкой в кузове и носилками. Всего за 9 лет было выпущено порядка 20 автомобилей с кузовом типа "универсал".

Фотографии

ГАЗ-13 (ЗМЗ-13); ГАЗ-13Д (ЗМЗ-13Д)

ГАЗ‑13 - такой же символ промышленного и духовного подъема 1950‑х, как новые кварталы, великие сибирские стройки, совсем иные, чем прежде, фильмы и книги. Ну и, конечно, Чайка, ставшая теперь культовым автомобилем, - это символ мощи советской индустрии, автомобиль, как принято было писать некогда, высшего класса. Машина эта, как известно, не продавалась, ездили на ней только чиновники высокого ранга, приближенные к власти особы, а позднее и некоторые молодожены.

Конечно, даже на рубеже 1960‑х годов было понятно, что Чайку делали по американским лекалам. Но по каким и в какой степени? Написано на эту тему немало, но на многие вопросы внятных ответов по-прежнему нет. Попробуем их найти, разложив ГАЗ‑13 если не на атомы, то хотя бы на молекулы.



Крылья застоя

ГАЗ‑13 Чайка - это в известной мере компиляция достижений американского автопрома, но очень умелая и грамотная. Чайка получилась куда более самобытной, нежели . А если немного отвлечься от дизайна, то примерно настолько же самобытной, как .

Другое дело, что американский автопром шел в те годы семимильными шагами, особенно в части стилистики. Чайка и в конце 1950‑х явно не выглядела прорывной по сравнению с зарубежными аналогами, - а уж в 1960‑е, тем более в 1970‑е, и подавно! Однако машина, которую выпускали до 1981 года, была сделана для совсем другой жизни и совсем иных потребителей…

.