» » Аккумуляторная батарея – как продлить срок ее службы? Какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе. Замеряем от пластин

Аккумуляторная батарея – как продлить срок ее службы? Какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе. Замеряем от пластин

Уровень электролита в аккумуляторе – это то, на что должен обращать внимание каждый автомобилист. Ведь от данного параметра зависит работоспособность автотранспорта, срок эксплуатации и частота обслуживания акб. Допустимо выполнение таких действий в домашних условиях.

Автомобили комплектуются такими аккумуляторами:

  • WET (свинцово-кислотные акб). Электролит представлен в виде водного раствора, включающего серную кислоту.
  • AGM. Отличаются тем, что входящее в состав стекловолокно пропитано электролитическим составом.
  • GEL (гелиевый акб). Электролит представлен в виде геля. Для этого в серно-водный раствор введена окись кремния.

Определять, сколько электролита в аккумуляторе, необходимо, если речь идет о свинцово-кислотных источниках питания.

Особенности проверки уровня электролита в автомобильном аккумуляторе

Регулярно проверяя уровень электролита в аккумуляторе, контролируя плотность, можно поддерживать автотранспорт, отдельные узлы в работоспособном состоянии. При необходимости проводят корректировку плотности, увеличивают или уменьшают уровень электролитического состава. Ведь использование источника питания, в котором электролитической жидкости меньше нормы, приводит к пагубным последствиям.

Просмотрите интересное видео про уровень электролита.

Проверка уровня электролита

Информация о том, какой уровень электролита должен быть, присутствует в технической документации, которая прилагается к автотранспортному средству. Для проверки и контроля используется два метода, каждый из которых имеет свои особенности:

  • На корпусе АКБ сосредоточены отметки max и min. Если корпус подготовлен из прозрачного материала, то легко определить количество электролитического состава. На основании полученной информации нужно принимать решение об уменьшении, увеличении дистиллированной воды. Такой способ малоэффективен, если корпус окрашен в черный цвет.
  • Уровень электролита в акб проверяют с помощью стеклянной, пластиковой трубочки. Диаметр трубки – 3–5 мм. Перед тем как ввести трубку, изымается пробка. Опускается трубка до момента соприкосновения с пластинами. Норма – 12 мм. Такая процедура проводится для каждой банки, входящей в состав аккумуляторной батареи.

Избыток электролитического состава изымается с помощью шприца. Этот же инструмент используется для введения подготовленного электролита или дистиллированной воды.

Для того чтобы определить уровень жидкости в необслуживаемых источниках питания, используются отметки на поверхности акб. Дополнительно применяется индикатор заряда.

Причины снижения уровня электролита

  1. Чрезмерное увеличение выдаваемого генератором напряжения.
  2. Деформация корпуса аккумуляторной батареи, появление микротрещин или других дефектов.
  3. КЗ внутри источника питания.
  4. Наличие свинцового осадка и мусора.

В кислотно-свинцовых источниках питания уровень дистиллята постепенно снижается. При этом неопытные автомобилисты пытаются исправить ситуацию, добавив водный раствор с введенной серной кислотой. В результате, увеличивается уровень и плотность. Это приводит к тому, что аккумуляторная батарея быстро выходит из строя, внутренняя часть стремительно разрушается.

Неправильно определенный уровень приводит к таким последствиям:

  • Разрушение свинцовых пластин, формирование остатков и шлама.
  • Со временем образуются мостики между включенными в состав пластинами. Такие мостики способствуют возникновению КЗ, снижению мощности.
  • Появление подтеков, затрудняющих эксплуатацию аккумуляторной батареи.
  • Окисление основных контактов.
  • Выход из строя аккумуляторной батареи.

Определение плотности электролитического состава

К проверке плотности приступают после тщательной зарядки аккумуляторной батареи. Предварительно подготавливается прибор, при помощи которого устанавливается степень плотности. Чаще всего используется ареометр.

С банок, сосредоточенных в корпусе источника питания, изымаются пробки. В отверстие помещается ареометр, набирается немного электролитического состава. Поплавок, включенный в состав, содержит шкалу с соответствующими отметками, которая используется для определения степени плотности. Оптимальный показатель – 1,29-1,3 г/см3.

Для понижения степени плотности электролитического состава допускается применение дистиллята, который реализуется в специальных магазинах, аптеках. Процедура введения дистиллированной воды осуществляется поэтапно. При этом в каждой банке периодически измеряется этот показатель.

Повысить плотность сложнее, чем увеличить уровень электролита в акб. Ведь изначально изымается часть состава при помощи ареометра, другого инструмента. После этого вводится смесь с соответствующей плотностью. Иногда возникает потребность в полной замене жидкости. Выявить это можно, если знать, как проверить уровень, степень плотности.

Процедура замены электролита

Полную замену проводят при условии, что уровень плотности значительно снизился. Процедура имеет особенности, правила. Перед выполнением нужно подготовить:

  • Смесь с соответствующей плотностью (около 1,29 г/см3).
  • Тара, подходящая для размещения старого раствора.
  • Ареометр или другой инструмент.

Запрещено переворачивать источник питания для последующего удаления водно-серного раствора. Ведь это приводит к разрушению свинцовых пластин, образованию мостиков и подтеков, замыканию.

Перед работой должно быть подготовлено все необходимое для защиты: перчатки из плотной резины, прочная одежда, защитные очки. Ведь попадание смеси на кожу провоцирует образование химических ожогов.

Для откачки старой смеси применяют «грушу» или другой инструмент. Откачиваемую жидкость помещают в специальную тару, отличающуюся стойкостью, прочностью.

Заливку новой смеси выполняют поэтапно, соблюдая правила, нормы.

Меры безопасности

При работе с растворами, в состав которых входит серная кислота, требуется выполнение таких правил:

  • Все предметы одежды, элементы должны быть подготовлены из прочности и стойкого материала.
  • Для хранения использованной электролитической смеси применяется стеклянная либо полиэтиленовая тара, оснащенная плотными крышками и оплеткой.
  • Для заливки используется только качественный состав, реализуемый в специальных магазинах. Самостоятельная подготовка приемлема при условии, что человек обладает требуемым опытом и знаниями, инструментами.
  • Замена электролитической смеси проводится только после отключения аккумуляторной батареи, ее демонтажа.
  • Перед подключением источника питания проверяется состояние выводов, ликвидируются окислы.

Точно определить уровень, плотность электролитического состава несложно. Достаточно соблюдать правила и рекомендации, подготовленные специалистами. С особой тщательностью нужно выбирать помещение, в котором будут проводиться все работы. В помещении должна быть вентиляционная система. Ведь в смеси присутствует кислота, другие вещества.

Своевременная проверка основных показателей – залог эффективной работы аккумуляторной батареи.

Видео про проверку электролита в аккумуляторе


Как я уже много раз писал, автомобильный аккумулятор является свинцово-кислотным. Внутри батареи обязательно должен находиться специальный электролит, по сути это дистиллированная вода и серная кислота, разведенные в нужной пропорции (иначе работа по накоплению и отдаче энергии происходить не будет). Но от времени, погоды и условий эксплуатации, вода может испаряться, соответственно падает и уровень самой электрохимической жидкости. Причем что самое страшное, начинают оголяться свинцовые пластины внутри. Чем это плохо, какой должен быть уровень – подробно разбираем, ну и как обычно видео версия в конце …


В начале, хочется отметить — что если уровень электролита будет больше или меньше положенного, то это может вывести ваш аккумулятор из строя (ну или как минимум, он не будет нормально работать).

Обслуживаемый и необслуживаемый АКБ

По строению корпуса батареи отличаются на так называемую – . Сейчас все больше преобладает второй тип, то есть при покупке вам за ней практически не нужно следить (для новичков это просто находка). Однако у такого варианта есть и большие минусы, скажем если вода испарится из банок, тогда вы так просто ее не добавите. Многие выкидывают () такие АКБ и покупают новые, хотя стоит добавить воды (до нужного уровня) и он будет еще долго работать

Многие думают, что она оттуда вообще не улетучится, но это не так! У необслуживаемых вариантов, также есть специальные клапана (отверстия) для сброса внутренних газов

А при испарении воды (как я писал сверху) уровень электролита падает, что неминуемо приводит к ухудшению характеристик АКБ.

Низкий уровень – чем опасен

Опасен он по многим причинам, постараюсь рассказать просто и быстро:

  • Если уровень падает, значит — вода улетучивается. Растет плотность серной кислоты (так как она никуда не девается). Это очень негативно влияет на сами пластины, они попросту быстрее начинают разрушаться.

  • Если концентрация кислоты высокая, это может вести к ускоренному процессу
  • Верхняя часть пластин оголяется – а это также негативно влияет на них при зарядке. Они банально разогреваются и могут осыпаться.
  • Если электролита не достаточно (пластины оголены), соответственно падает и емкость батареи, то есть вы, банально не запустите автомобиль.

По своему опыту скажу что АКБ с оголенными пластинами служат не долго, как правило, они осыпаются или сульфатируются за 3 – 6 месяцев использования. Поэтому очень важно, добавить жидкость до нужных значений!

Высокий уровень – чем опасен

Вроде определились, низкий – ПЛОХО! А вот слишком высокий – ТОЖЕ ПЛОХО? ДА — ТОЖЕ ПЛОХО! НО почему?

Смотрите – нормальная плотность внутри аккумулятора, равна примерно 1,27 – 1,29 г/см3 (если взять наши рабочие жидкости это примерно — 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды). Такой электролит не замерзает при крайне отрицательных температурах (до -40 градусов Цельсия).

Если вы , нарушите баланс и скажем, нальете водного состава в 70%, тогда плотность у нас упадет до 1,22 – 1,25 г/см3. А такая жидкость замерзает уже при -20, -30 градусов, что в России встречается довольно часто. Конечно, летом вы проблем, скорее всего испытывать не будете, но вот зимой батарея может замерзнуть, да так что разорвет корпус и вы просто выкинете аккумулятор.

Так что нужно лить именно столько – сколько нужно (в рамках допустимого).

Что нужно добавлять внутрь?

Итак, переходим почти к самому интересному. НО для начала небольшое напоминание, многие ошибочно думают — что нужно внутрь нужно добавлять готовый электролит , который продается в автомобильных или специальных магазинах. НО ЭТО НЕ ТАК!

Как я уже говорил сверху, улетучивается из банок именно вода, и именно воду нужно добавлять в банки, НО НИКАК НЕ ЭЛЕКТРОЛИТ!

Еще раз хочу всем повторить, испаряется именно водный раствор, но не кислота! Если вы добавите, до уровня электрохимическую жидкость, тогда вы поднимете плотность на высокий уровень, скажем 1,32 – 1,35 г/см3 пластины от такой концентрации намного быстрее изнашиваются, а также образовываются сульфаты!

Поэтому только дистиллированная вода, и только определенный уровень.

Сколько нужно добавлять?

Если у вас обслуживаемый аккумулятор, то есть вы физически можете открутить пробки и увидеть пластины, оголены они или нет – это одна ситуация.

А вот если у вас необслуживаемый вариант, то добавить в него намного сложнее (про это чуть ниже).

Берем стандартную ситуацию — открутили пробки, а пластины оголены (верхняя часть торчит выше жидкости). Так сколько лить, под завязку (под пробку) или как?

ОДНОЗНАЧНО НЕ ПОД ПРОБКУ! Это слишком много. Берем бутылку с дистиллированной водой (можно ), и добавляем примерно на 1 – 1,5 см над пластинами. ТО есть общий состав должен их покрывать именно на это значение.

Кстати на многих аккумуляторах, есть специальные метки — нижняя и верхняя, именно в этих границах и должен быть уровень. Однако сейчас их наносят на корпус все меньше и меньше.

В идеале после добавления воды, вам нужно подзарядить батарею и замерить ее плотность. Она должна быть примерно 1,27 г/см3.

Теперь берем ситуацию с необслуживаемой батареей – как я писал, нет пробок сверху, а дистиллят добавить как-то нужно! Но как? У меня про это (почитайте познавательно).

Однако простыми способами этого добиться сложно. ПРИЧЕМ никогда не отрывайте сверху крышку, это не правильно, в ней находится лабиринты, которые абсорбируют испаряющиеся из банок газы. Если его нарушить батарея уже не будет необслуживаемой.

Самый действенный способ , это взять и просверлить тоненьким сверлом над банками отверстия, примерно на нормальный уровень электролита. Далее, шприцом туда закачать воду, а потом запаять эти дырочки паяльником. Ну и собственно зарядка.

Очень важно не только уметь хорошо управлять автомобилем, но и знать, из чего состоит машина, как за ней следить и правильно ее обслуживать. В этой статье рассмотрим актуальный вопрос для АКБ: каким должен быть уровень электролита в автомобильном аккумуляторе, и на что он влияет?

Электролит и его роль в аккумуляторе

Итак, начнем с определения, что же все-таки называется электролитом. Это попросту раствор серной кислоты и дистиллированной воды. Причем наличие каких-то посторонних примесей недопустимо, ведь тогда изменится его плотность, что самым негативным образом отразится на работе аккумуляторной батареи. Также очень важную роль играет и его уровень. Так, например, если он будет ниже нормы, произойдет высыхание внутренних пластинок и мощность снизится.

Не стоит думать, что выходом будет доливание жидкости сверх нормы, ведь в этом случае кислота разъест внешнюю часть агрегата. Кроме того, можно столкнуться и с такими проблемами, как быстрая саморазрядка батареи или выход из строя регулятора напряжения. В общем, залогом нормального функционирования вашего автомобиля служит надлежащий уровень электролита, поэтому периодически следует осматривать АКБ.

Как проверить уровень электролита в аккумуляторе?

Бытует мнение, что аккумуляторные батареи не нуждаются в техническом обслуживании, и, в принципе, так оно и есть, но учтите - речь идет о нормальных условиях эксплуатации. Любителям же путешествовать на своем «железном коне» или же жителям регионов, в которых царит очень жаркое лето, все-таки стоит контролировать вышеуказанный параметр. Ведь в состав электролита входит вода, а она, как известно, имеет свойство испаряться.

Кроме того, интенсивному выкипанию способствуют и неисправности реле-регулятора. О том, что пора проверить состояние аккумулятора, свидетельствуют следующие признаки:

  • из заливных отверстий сильно парит;
  • на корпусе АКБ можно увидеть капли электролита;
  • сам аккумулятор очень интенсивно нагревается.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе осуществляется разными способами. Наиболее простой – визуальный контроль. Обычно корпус батареи, в котором находится жидкость, делают прозрачным, и на него наносятся отметки, указывающие максимальный и минимальный уровень. И, соответственно, количество электролита должно находиться в этих пределах.

Снижается уровень электролита за счет испарения воды или вытекания состава из-за повреждения корпуса. В первом случае можно самостоятельно поправить состояние АКБ.

Но иногда такая возможность отсутствует, тогда необходимо действовать примерно так. Берем прозрачную трубочку диаметром в 5 миллиметров и опускаем ее в резервуар до упора. Затем плотно зажимаем пальцем наружное отверстие трубки и вытаскиваем ее. В ней будет находиться измеряемая жидкость. Уровень электролита будет соответствовать высоте его столба в данной трубочке.

В АКБ низкий уровень электролита – что делать автовладельцу?

Итак, высота жидкости в трубке должна быть в пределах 10–15 миллиметров. Если ее больше нормы, тогда следует убрать лишнюю. Сделать это довольно просто, нужна всего лишь резиновая груша или шприц, которыми за считаные секунды можно выкачать излишки. Естественно, после этой операции еще раз осуществляем проверку. А вот если анализ показал низкий уровень электролита, что делать тогда?

В таком случае заливать новый раствор не рекомендуется, так как это повлияет на плотность и также негативно отразится на состоянии батареи . Ведь испаряется только вода, а концентрация серной кислоты остается прежней. Поэтому следует добавлять дистиллированную воду комнатной температуры. Причем использование простой жидкости из крана категорически запрещено, так как батарея может разрядиться. Заливать сам электролит можно только в одном случае: если его уровень снизился из-за разбрызгивания либо вытекания.

Плотность электролита - ключевой параметр, оказывающий прямое влияние на работу аккумуляторной батареи. Если с умом корректировать этот параметр, можно увеличить ресурс устройства, улучшить его характеристики. Но важно учесть, что параметр плотности, в холодное и теплое время года, может различаться. Это связано с особым действием температуры на определенные химические элементы.

Одной из особенностей АКБ автомобиля является способность накапливать, сохранять, а в дальнейшем отдавать энергию для пуска двигателя и питания различных электроприборов транспортного средства. Вторым источником питания в авто является генератор. Но, в отличие от АКБ, он не способен аккумулировать энергию: как только двигатель глохнет - останавливается и подача тока от генератора.

Кроме основной функции (пуска двигателя), аккумуляторная батарея авто поддерживает в рабочем состоянии остальные узлы - сигнализацию, магнитолу, обдув и прочие. Также АКБ играет роль резервного источника питания, когда генератор по какой-либо причине выходит из строя.

Плотность и уровень электролита - те параметры, от которых зависит функциональность аккумуляторной батареи. Именно их должен уметь контролировать и измерять автовладелец, в случае необходимости.

Немного о химических процессах в АКБ

Смотрите видео ниже: как измерить уровень и поднять плотность электролита в аккумуляторе, как заменить электролит полностью.

Чтобы разобраться в особенностях эксплуатации аккумулятора, важно знать принципы его работы, сколько электролита должно быть в устройстве, и какие процессы в нем происходят. Благодаря рабочей жидкости в источнике питания, удается поддерживать заряд на требуемом уровне, в течение длительного времени.

Что же входит в состав АКБ? Как правило, это два элемента - серная кислота и дистиллят. Плотность электролита замеряется с применением ареометра - специального прибора, который есть в распоряжении всех СТО и ответственных автовладельцев. Чтобы добиться максимальной точности, измерения должны производиться в тепле (при 22-25 градусах Цельсия).

Периодические проверки позволяют контролировать параметры электролита и своевременно корректировать его уровень и плотность. Увеличение параметра ведет к ускорению коррозионных процессов, а уменьшение - к риску замерзания рабочей жидкости, при снижении температуры до определенного предела. Вот почему важно контролировать не только уровень электролита, но и показатель плотности.

Разрядка АКБ приводит к снижению рассматриваемого параметра, поэтому замер плотности электролита является обязательным, в любое время года (зимой проверки рекомендуется производить с большей частотой). Важно знать, что, при снижении показателя ниже нормы, рекомендуется заряжать АКБ с применением зарядного устройства.

Узнав сколько электролита в емкости, и какую он имеет плотность, можно делать вывод о необходимости доливки серной кислоты в состав. Сделать эту работу реально и своими руками, но требуется определенный инструмент и предельное внимание, из-за высокой опасности серной кислоты для здоровья. Важно избегать попадания вещества на кожу и, ни в коем случае, не вдыхать вредные пары.

Какие потребуются инструменты

Выше отмечалось, что, для измерения плотности электролита (в том числе, зимой), требуется ареометр. Кроме того, для проверки, готовьте емкость (подойдет обычный стакан) и небольшую медицинскую грушу. Также под рукой должна быть серная кислота и дистиллированная вода (расходные материалы, которые требуются при доливке жидкости).

Схема восполнения уровня электролита проста и доступна даже новичкам. В некоторых случаях, может потребоваться зарядное устройство, пищевая сода, дрель и паяльник. Обязательным атрибутом работы с рабочей жидкостью аккумулятора являются резиновые перчатки. При выборе защитных изделий для рук, будьте внимательны. Обычные китайские изделия делаются с применением латекса, который не выдерживает действие кислоты. Важно применять специальные перчатки, не вступающие в химическую реакцию с серной кислотой.

Измерение плотности электролита

Если вы решились проверить, сколько электролита в АКБ, и произвести доливку зимой, рекомендуется занести источник питания в теплую комнату и дождаться его прогрева (достаточно нескольких часов). Как только температура аккумуляторной батареи сравняется с температурой в помещении, можно приступать к работе.

Начните с зарядки АКБ. Для этого, зачистите контакты, с помощью наждачной бумаги (это позволяет убрать оксидную пленку), после чего измерьте уровень напряжения, с помощью цифрового прибора. Заряжайте источник питания до достижения 12,6 Вольт.

Как только АКБ зарядилась, измерьте плотность электролита с применением ареометра. Алгоритм действий такой:

  • Открутите все крышки на каждой из банок аккумулятора (как правило, их шесть).
  • Поочередно опустите ареометр в каждую емкость.
  • Дождитесь момента, пока всплывет поплавок.
  • Зафиксируйте показания.

Учтите, что параметры измерения зимой и летом будут отличаться. Показатели, полученные в холодное время года, будут выше тех, что сняты в теплый сезон.

Как изменить плотность

Перед началом работ важно определить текущий уровень электролита и выяснить подходящую плотность. В последнем случае, важно ориентироваться на ряд критериев - регион, где эксплуатируется авто, а также текущее время года. В среднем плотность рабочей жидкости в АКБ должна находиться в диапазоне 1,26-1,27 г/мл. При этом не допускается разница в показаниях, превышающая 0,1 г/мл.ер плотности ареометром.

Можно ориентироваться по таблице, представленной ниже:

Чтобы выкачать рабочий состав из каждой банки, используйте медицинскую грушу. Далее действуйте так:

  • Залейте подготовленный раствор в банку (в том же объеме, в котором была выкачана жидкость).
  • Закройте все банки.
  • Покачайте АКБ из стороны в сторону.
  • Возьмите ареометр и измерьте плотность электролита.
  • Если полученный параметр отклоняется от рекомендованного, слейте рабочий состав, и приведите уровень электролита в соответствие с рекомендованным, с помощью дистиллята.

Если плотность рабочей жидкости снизилась до нижнего предела (1,2 г/мл), долейте в банки кислоту из специализированного магазина. Плотность такого состава 1,84 г/м. Доливку делайте по такому же алгоритму, как описано выше. Для работы, используйте мерную тару и медицинскую грушу. Будьте бдительны при выполнении работ. Если кислота попала на открытый участок кожи, сразу смойте агрессивную жидкость большим потоком воды. В этом случае, удается свести риск повреждения кожных покровов к минимуму.

Как поменять раствор полностью

Знание, сколько электролита в АКБ, не всегда позволяет делать выводы о пригодности рабочей жидкости. Так, при снижении плотности до 1,1 г/мл (особенно зимой), требуется замена рабочей жидкости. Перед началом работ, разрядите АКБ, для чего подключите к ее выводам 12-вольтовую лампочку. По уровню накала источника свечения, можно судить об уровне заряда (разряда).

Как только АКБ полностью разрядилась, действуйте так:

  • Выкачайте состав из банок полностью.
  • Закройте и протяните крышки.
  • Поверните источник питания на боковую часть.
  • Высверлите шесть отверстий (по одному в каждой банки). Диаметр сверла - 3-4 мм.
  • Выкачайте остатки рабочей жидкости.
  • Промойте банки от остатков раствора, после чего запаяйте технологические отверстия. Для этого, сделайте латку из устойчивого к кислоте пластика. Последний можно взять от старой АКБ.
  • Убедитесь в герметичности и залейте рабочий состав во все банки. При этом учтите, что в процессе приготовления состава, кислота должна добавляться в воду. Обратный процесс смешивания запрещен.

Как эксплуатировать АКБ зимой

Отдельного внимания заслуживает эксплуатация аккумуляторной батареи в зимний период, из-за колебаний плотности электролита. В холода, этот параметр часто опускается ниже нормы. Особенно это актуально, при хранении машины на открытой стоянке или в гараже, без отопления. Чтобы уменьшить негативное воздействие холода, стоит применять вспомогательные устройства (как пример, термокейсы или одеяло для подкапотного пространства).

Для уменьшения проблем, при зимней эксплуатации, стоит использоваться более жидкие масла - «синтетику» или «полусинтетику». Благодаря более низкой вязкости, удается добиться меньшего сопротивления для стартера, в момент пуска мотора. Как следствие, источник питания испытывает меньшую нагрузку.

При снижении температуры зимой ниже 20 градусов мороза, важно правильно «готовить» АКБ к пуску двигателя. Требуется сесть в машину и на несколько секунд включить головной (дальний) свет. Этого достаточно для пуска химических процессов в источнике питания. При этом долго крутить стартер не желательно. Зачастую, хватает 20-30 секунд, чтобы в «ноль» разрядить АКБ.

В случае нерегулярной эксплуатации автомобиля зимой, рекомендуется снимать и забирать аккумулятор домой. При этом хранить источник питания желательно в заряженном состоянии. Одновременно с этим, требуется контролировать уровень электролита и заряда АКБ (в последнем случае, пригодится мультиметр).

Выставить требуемую плотность электролита - задача, которая доступна даже новичку. Главное - быть внимательным и предельно аккуратным при выполнении работ. Чтобы продлить срок службы АКБ, важно следовать правилам эксплуатации, созданным для нормализации химико-физических процессов внутри банок источника питания.

Видео: Измерение уровня электролита в аккумуляторе

Видео: Как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе

Если видео не показывает, обновите страницу или

Видео: Замена электролита в аккумуляторе

Если видео не показывает, обновите страницу или

От состояния аккумулятора зависит, сможете вы завести мотор своего автомобиля, или нет. Прочитав статью, вы узнаете, что влияет на уровень электролита и научитесь определять и регулировать его. Вы узнаете, как уровень электролита влияет на состояние аккумулятора и почему падение уровня снижает не только емкость, но и ресурс аккумуляторной батареи.

Что влияет на уровень электролита

Для ответа на этот вопрос, необходимо понимать, что происходит внутри аккумулятора во время заряда и разряда. При подаче зарядного тока диоксид свинца на катоде (отрицательном контакте) отдает не только свободные электроны, но и молекулы кислорода, превращаясь в свинец. На аноде (положительном электроде) наоборот, свинец впитывает из электролита электроны и молекулы кислорода, превращаясь в диоксид свинца. В обоих процессах из электролита выделяется свободный водород и незначительное количество кислорода, которые уходят в атмосферу. Чем сильней зарядный или разрядный ток, тем больше водорода и кислорода уходит в атмосферу. Помимо этого сильный зарядный или разрядный ток приводит к закипанию электролита, в результате чего в атмосферу уходит не только чистый водород и кислород, но и водяной пар. Все это со временем приводит к падению уровня электролита. Этот процесс происходит в любом аккумуляторе.

Почему снижается уровень

Если уровень электролита падает настолько, что открывает свинцовые пластины, то ресурс аккумулятора резко снижается. Это вызвано тем, что в реакции окисления и восстановления вмешивается газообразный кислород из атмосферы. В результате баланс чистого свинца и его диоксида меняется, а вместе с ним падает емкость и рабочее напряжение аккумулятора. Добавление дистиллированной воды позволяет , но не может восстановить их состояние. Еще одна причина, по которой может падать уровень электролита - механическое повреждение корпуса. Даже небольшая трещина, которую очень сложно заметить невооруженным взглядом, может стать причиной потери электролита. При утечке в размере 1 капли в час, за месяц аккумулятор потеряет 30-50 миллилитров электролита. Примерно 0,5 литра в течение года, то есть почти весь электролит одной банки аккумулятора.

Как проверить и восстановить уровень электролита

Для проверки электролита вам понадобятся:

  • чистая тряпка, чтобы очистить его поверхность от грязи;
  • широкая (не менее 1 см) плоская отвертка, с помощью которой вы будете откручивать заливные пробки;
  • фонарик.

Откройте капот и осмотрите аккумулятор. На некоторых автомобилях для проверки и доливки электролита приходится снимать аккумулятор. Если ничто не мешает выкручивать пробки и пользоваться фонариком, то тряпкой очистите аккумулятор от пыли, грязи и капелек жидкости. Его поверхность должна быть сухой и чистой. Если заливные пробки закрыты пластиковой накладкой, то снимите ее. Затем выкрутите все пробки и уберите их в сторону. Уровень электролита должен быть на 1,5-2 см ниже поверхности аккумулятора. Для более точной проверки уровня необходима стеклянная или пластиковая палочка. Вставьте ее в заливное отверстие и доведите до верхнего края пластин. Уровень электролита должен превышать пластины на 1,5-2 см. Если уровень ниже и, вы не видите электролит, посветите в заливное отверстие фонариком. Если видны пластины, значит, ресурс аккумулятора уже пострадал. Если восстановить уровень и плотность электролита, то он будет давать нормальный ток, но емкость снизится.

Если уровень электролита меньше, чем должен быть, проверьте его с помощью ареометра, который можно купить в любом автомагазине. Если плотность электролита разряженного аккумулятора ниже 1,2 г/см³, а полностью заряженного ниже 1,29 г/см³, проблема в корпусе аккумулятора. Испарение кислорода и водорода уменьшает объем, но повышает плотность электролита выше стандартной. Утечка не только снижает объем, но и . Аккумулятор, который теряет электролит чинить бесполезно, в большинстве случаев трещина незаметна. Иначе вокруг аккумулятора было бы мокрое пятно.

Убедившись, что проблема не в утечке электролита, приступайте в восстановлению его уровня. Для этого используйте только дистиллированную воду. Желательно наливать ее с помощью лейки. Это позволит избежать разлива воды по поверхности аккумулятора и попадания в банки различных загрязняющих веществ, которые станут участниками химических реакций. Заливайте воду тонкой струйкой, это позволит избежать превышения уровня. Подняв уровень электролита, прочистите отверстие (сапун) пробки и вкрутите ее в аккумулятор. Так поступите с каждой банкой аккумулятора.